25 Июня 2009 в 15:16
> div>
>
скоро наступитодин из самых моих любимых языческих
праздников - Ивана Купала.p>
в связи с этим небольшой экскурс
в историю и, естественно, фотографии)))
Седьмое июля... В
этот день православная церковь отмечает Рождество честного
славного пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Народ же говорит об этом библейском персонаже как об Иване-
колдовнике, Иване-травнике, Иване Купале. Похоже, что
христианский праздник заменил собой более ранний —
языческий, широко отмечавшийся всеми европейскими народами.
ТАК БЫЛО В ПРОШЛОМ…
Праздник этот в глубокой
древности славяне связывали с богом Солнца — ведь
приходится он на день летнего солнцестояния
(«солнцеворота»), на самую середину года.
Не
найти длиннее
Дня, чем перед нею.
Не сыскать короче
Этой
летней ночи...
Основные праздничные обряды совершались в
ночь на Ивана Купалу. А ночь эта — волшебная. Спать не
полагается, потому что в эту самую короткую ночь года
оживает вся нечисть — ведьмы, оборотни, русалки,
змеи... Чтобы защититься от них, нужно было в самых уязвимых
местах дома разбросать волшебные травы.
Самой лучшей
защитой от ведьм считались полынь и осина. А еще говорили,
что в эту ночь любая трава целебна, поэтому и называли Ивана
Купалу «травником», потому и собирали накануне
травы — целебные и чародейные.
Символ праздника
— цветок иван-да-марья. Легенда рассказывает о том,
что с горя в него превратились повенчавшиеся брат и сестра,
не знавшие о своем родстве. Почиталась и белая кувшинка,
распускавшаяся к этому дню. По преданию, она может отвести
беду и даже заменить часы, так как раскрывается в семь утра,
а закрывается в пять часов вечера.
Много чудесных явлений,
по мнению наших предков, происходило в Иванову ночь с
растениями.
Бытовало поверье, что деревья в эту ночь
разговаривают друг с другом и даже переходят с места на
место.
Но самое главное волшебство — огненный цветок
папоротника. Счастливцу, сумевшему найти этот цветок,
откроются все клады, он станет сильным, начнет понимать язык
животных и птиц.
Главным обрядом купальской ночи было
разведение очищающих костров.
Вокруг них пляса ли, через
них прыгали: кто удачнее и выше, тот будет счастливее. В
очаги полагалось приносить «новый огонь»,
добытый трением. Таким же огнем разжигали костры —
земное подобие солнца. Перепрыгивали через них, чтобы
очиститься, набраться здоровья и сил.
Рядом с огнем всегда
мыслилась вода, и на Купалу обливали друг друга водой, чтобы
смыть усталость, грехи, боль, неудачи.
В эту ночь и
открывали «купальный сезон» (считалось, что до
Купалы вода в реках и озерах холодная).
Говорили, что вода
в эту ночь особо целебная, потому что на заре в ней купается
солнце.
На протяжении всего праздника на головах девушек
были венки, а вечером их пускали по реке, иногда прикрепляя
к ним горящие свечи, и гадали.
По течению реки
В ночь
плывут, плывут венки,
И на каждом на веночке
Пляшут свечек
огонечки...
Сергей Белорусец
(c)parenting.ru
Традиции празднования
Иван Купала
принадлежал к числу самых почитаемых, самых важных, самых
разгульных праздников в году, в нём принимало участие всё
население, причём традиция требовала активного включения
каждого во все обряды, действа, особого поведения,
обязательного выполнения и соблюдения ряда правил, запретов,
обычаев
Иванов день заполнен обрядами, связанными с водой.
Поутру в Иванов день купаться - обычай всенародный, и только
в некоторых областях крестьяне считали такое купание
опасным, так как в Иванов день считается именинником сам
водяной, который терпеть не может, когда в его царство лезут
люди, и мстит им тем, что топит всякого неосторожного.
По
древнему поверью, Иван Купала олицетворяет расцвет сил
природы. В основе обрядов лежит почитание воды и солнца.
Издревле было принято в ночь на Ивана Купалу на берегах рек
и озер разжигать обрядовые костры. Через них бросали венки,
прыгали.
В день Ивана Купалы купались в росе и воде.
Считалось, что Иванова роса помогает от угрей и прыщей, если
ей окропить стены дома и кровати, то перестанут водиться
клопы и тараканы. По народным представлениям, в этот день
солнце действует с особенной живительной и возбуждающей
силой. Есть несколько народных примет на этот день.
“На Иванов день солнце на восходе играет”.
“Сильная роса на Ивана — к урожаю
огурцов”. “На Ивана ночь звездная — много
будет грибов”. “Если дождь заплачет, то через
пять дней солнышко будет смеяться”. А согласно пылкой
фантазии якутов, в эту ночь совершаются самые невероятные
чудеса.
Июль – месяц летнего солнцестояния. 7 июля
многие народы отмечали один из самых древних праздников
— Ивана Купалы (Ивана - Травника). Корни этого
праздника уходят в эпоху язычества, но до сих пор
сохранились некоторые элементы купальской обрядности в
современном быту людей, живущих в отдалении от крупных
населенных пунктов, прежде всего - в сельской местности. В
коллективной монографии, посвященной исследованию народной
культуры населения Ленинградской, Новгородской, Псковской
областей, говорится о том, что “на большей части
территории русских элементы купальской обрядности были
частично утрачены. Но на Псковщине этот праздник сохранил
свое первоначальное значение”.
Праздновать Иванов
день начинали 6 июля. Из рассказов местных жителей мы
узнали, что в этот день не работали - только по крайней
необходимости [… Карову абрядить, есть згатовить,
сена убрать, а так не работали …].
Все информанты
знают этот праздник. Чаще всего говорят о двух днях этого
обряда. Первый день называют по-разному, иногда даже один и
тот же человек: День Купальни, Иван, Купальня, Пятенка.
Прошлогодний материал дополняет этот список: Иван Купала,
Иван-Купальня, Травный Иван, Иван-Травник, Цветной Иван,
Иванов день, Иван Купальный. В работе Т.Н.Ивановой /
территория не указывается/ зафиксированы названия: Богослов,
Иван Богослов, Иваньский день, Иван-Креститель; Купальный
Иван; Заваркуш, Иван Травный, Иван Веничный; Иван-Градобой,
Иван-Градобойник. Раньше в этот день, как и сейчас, собирали
травы и цветы, которые в настоящее время в народной медицине
используются как лечебные […Рвать хадили звярабой,
рамашки, тыщалистник …] ( д.Красяково).
Также днем
собирали цветы для гадания – богатки. Об этих цветах
упоминали почти в каждой деревне, в которых мы были [Рвали
багатки, загадывали желание на суженова и клали пот падушку
или на потолок; если распустится цвяток, значит жылание
сбудится], [Багатки рвали, пот подушку, на потолок торкали.
Если распустится, будешь живой и здоровый, а если не
распустится, то умрешь]. Отмечается этот обычай и в других
деревнях. В работе А.Войтенко на материале Подмосковья
записано гадание на 12 цветах: “Гадали в Иван Цветной.
Иван-Цвет бывает в июле. Клали двенадцать цветов и
приговаривали: ”Иван, цвет цветов, щастья мне
нагадай”. А сами цветы распределим и на каждый
загадаем. Потом одна воровая (ловкая) начинает выкликать
цвет: берет цвет и говорит: “Этому чаво?” А тебе
надоть свой цвет угадать. Какая угадала, у той, значит,
сбудется”.
В д. Забелье-3 мы услышали, что в день
перед Иваном вяжутся веники на весь год. Имеются об этом
свидетельства и в литературе о купальской обрядности на
Псковщине. Вечером перед Ивановской ночью женщины и девушки
пели песни, но в разных деревнях они отличаются: например, в
деревне Забелье-3 исполняют песню:
[Разыгрался серый конь,
Разбил землю копытом],
а в деревне Кросяково поют другую
песню:
[Сегодня Купальня, а завтра Иван– Будет лихо,
девки, вам].
Называют эти песни иванские.
По поверью,
Ивановская ночь (это можно назвать вторым днем) считалась
временем разгула нечисти: на болотах устраивались сборища
колдунов и ведьм. Об этом пишут в исследовании
“Историко - этнографические очерки Псковского
края”/С.235/. В деревне Красяково мы узнаем, что
[Ведьмы вечна затягивали в омуты- береговые, при воде живуть
которые]. Чтобы уберечь от злых духов животных, люди
выкапывают чертополох и вешают на хлев [Нада деда выкопать и
повешать над дверями у хлеву, у хаты, на каптур], [перед
Иваном нада деда выкапать, на хлев положить, чтобы колдуны
кололись] (д.Осыно).
В старое время в ночь на Ивана Купалу
девушки плели венки и бросали их в воду. Как рассказывала
Евгения Александровна Дорофеева из деревни Забелье-3:
[…Вянки должны состоять из 16 видов трав, а трава
разныя, и калакольчик, и звяробой, тыщалистник, да разныя
трава]. Из литературы известно, что в Порховском районе
венки плели из 12 видов трав. Обряд бросания венков в воду и
гадания на суженого раньше назывался на некоторых русских
территориях “молчаливая вода”.
Из литературы мы
узнали, что повсеместно в Ивановскую ночь жгли костры. Их
обычно раскладывали на возвышенностях в ржаном поле, на
берегу водоема или на месте традиционных гуляний молодежи.
Жгли бочки, пни, надетые сверху на шесты колеса и пуки
соломы. В некоторых местах с горящим пуком соломы ходили по
полям. Около костров веселилась молодежь: пела песни,
плясала, качалась на качелях, установленных поблизости.
Любимым развлечением молодежи было перепрыгивание через
костер, в одиночку или парами. В Ивановскую ночь, как и в
Святки, молодежь не придерживалась обычных норм поведения.
Девушки и парни рядились, т.е. надевали вывернутые наизнанку
шубы. Загоняли в рожь Иванов и Марий; шалили в деревне:
закладывали печные трубы или подпирали ворота и двери изб;
катались и боролись во ржи.
В деревнях Себежского района мы
тоже услышали, что в эту ночь могли закрыть трубу [Залисть
на трубу, положить стекло, чтобы дым у хате был]
(д.Красяково).
А костры в настоящее время на высоких местах
возле деревни разжигает молодежь - по традиции. Уже два года
празднуется этот праздник и в самом городе Себеже. Население
всего города и окрестностей (старые и молодые, а также
родители с маленькими детьми) собирается вечером на
центральной площади возле озера. Для них приготовлена
развлекательная программа, звучит музыка, песни. Ровно в
полночь зажигаются громадные костры, которые расположены на
плавающих плотах. А над возвышенными местами вокруг
побережья озера поднимаются столбы дыма: в деревнях,
расположенных поблизости: там тоже горят купальские костры.
Гадания на Ивана Купалу
ПРЫГАНЬЕ ЧЕРЕЗ КОСТЕР:
В ночь
под Ивана Купала разводится большой костер из сучьев и
соломы и прыгают через огонь с разбега, причем, удачный
прыжок, если пламя не коснется прыгающего и не будет искр, -
обозначает выход замуж или удачу.
УСЛОВИЯ ГАДАНИЯ:
Все
гадания, а также перемена личины, т.е. маскарад, осуждались
церковью в свое время и считались делом нечистым. Вот почему
в народных обычаях время гаданий обязательно приурочивалось
к 12-ти часам ночи. Наиболее удачными днями гадания
считаются святки, ночь под новый год, под крещенье, и летом
- день Ивана Купалы. Обычно в старину, гадавшие и ряженые в
день освящения воды на крещенье, несмотря ни на какой мороз,
окунались в проруби, смывая этим свои грехи.
ПУСКАНИЕ
ВЕНКА:
На Ивана Купала бросить в реку венок из березы: если
потонет - смерть, поплывет - замуж выйти, к берегу прибьет -
незамужней быть.
Характерная примета Ивана Купалы-
многочисленные обычаи и предания, связанные с растительным
миром. Травы и цветы, собранные в Иванов день, кладут под
Иванову росу, высушивают и сберегают их, почитая больше
целебными, нежели собранные в другое время. Ими окуривают
больных, борются с нечистью, их бросают в затопленную печь
во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии,
употребляют их и для разжигания любви или для
“отсушки”. В день Ивана Купалы девушки завивают
венки из трав: Иван-да-Марьи, лопуха, богородицкой травы и
медвежьего уха; вечером пускают эти венки на воду, наблюдая,
как и куда они плывут. Если венок тонет, значит, суженый
разлюбил и замуж за него не выйти. Из чудесных трав
собираемых в это время, стоит назвать
“плакун-траву”, особенная сила которой, по
мнению крестьян, заключена в её корне, имеющем свойство
прогонять злого духа; владелец же корня будет внушать к себе
страх; “терлыч-трава” употребляется для
очарования парней девушками: они носят её у себя за пазухой
и приговаривают: “Терлич, терлич, хлопцев
покличь!” Трава чернобыльник, по народному поверью,
противна ведьмам и охраняет от них дом и двор. Её же
заплетают в плети и кладут под Иванову росу с приговором:
“Мать-земля, отец-небо, дайте рабам вашим от этой
травы здоровья!”
Травка “зяблица”
помогает от ребячьего крика и от бессоницы; высушенным
“расперстьицем” присыпают больные места на теле-
порезы, нарывы, опухоли; “пастушью сумку”
издавна заготавливали как хорошее кровоостанавливающее
средство при различных кровотечениях; страдающие ревматизмом
собирали в большом количестве жгучую крапиву; для лечения
ран, ожогов запасались заячьей капустой; на случай простуд,
кашля необходимо было иметь дома мать-мачеху, душицу,
багульник.
На ночь Ивана Купала надо поймать живую гадюку,
продеть сквозь ее глаза белую нитку, и этой ниткой прошить
какую-то из носильных вещей своего избранника. Степени силы
этого способа гарантировать не могу - не пробовала, но, если
вы действительно решили привораживать таким способом и,
рискуя собственной жизнью, еще и измываетесь над живой
тварью, то это настоящая ЛЮБОВЬ.
(c) slavs.org.ua
>
Категория записи: Искусство и культураp>